Коррекция — один из основных подходов работы социально — психологической службы. Она направлена на то, чтобы помочь человеку обрести гармонию с собой и миром, улучшить самочувствие и нормализовать эмоциональный фон. Коррекцию и её виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект воздействия — обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей.

Показания к коррекционным занятиям являются:

— низкая стрессоустойчивость;

— преобладание сниженного эмоционального фона у человека;

— слабое развитие коммуникативных навыков;

— нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;

— ревность;

— повышенная ситуативная тревожность;

— раздражительность, агрессивность, импульсивность, вспыльчивость;

— затянувшийся стресс, депрессия;

— заниженная самооценка, непринятие себя;

— конфликты в отношениях со сверстниками, социальная изоляция;

— различные фобии;

— трудности социальной адаптации.

Тренинг — это интерактивная форма обучения, при которой целенаправленно создаются условия для приобретения обучающимися опыта, ведущего к изменению их мышления и поведения, к выработке у них новых умений и навыков. На тренинге используются следующие методы: игровые, кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, моделирование практических ситуаций и др.

Арт — терапия — это исцеление творчеством. К методам арт — терапевтическим техникам коррекции относятся:

— изобразительная деятельность (в процессе рисования, выбирая те инструменты, с        помощью которых человеку легче передать свои чувства и переживания на бумаге);

— бумагопластика (эта техника используется при создании объемных фигур — образов);

— создание мандалы желаний (используется в тех случаях, когда нужно помочь поставить цель и наметить пути ее достижения);

— изготовление коллажа (техника используется с целью анализа прошлого жизненного опыта, извлечение из него пользы прогнозирования будущего).

В рамках коррекции с помощью творчества создаются условия для самовыражения. Это то, чего многим не хватает в привычной жизни для обретения гармонии с миром и с самим собой.

Куклотерапия позволяет человеку справиться с негативными переживаниями и отрицательными эмоциями, стабилизировать настроение, повысить свою самооценку. Кроме того, данная технология работы стимулирует работу познавательных психических процессов, развивает креативность и способствует самовыражению.

Данная методика предполагает самостоятельное изготовление человеком куклы, которую ему нужно оживить в ходе психологической работы и придумать ей имя, рассказать о себе от лица этой куклы. Коррекционное воздействие осуществляется через проигрывание различных проблемных ситуаций, главным персонажем в которых является изготовленная им кукла или набор готовых.

Психодрама – это основа групповой психокоррекции. Методика способствует снятию механизмов психологической защиты, творческому самовыражению участников. Психокоррекционный эффект достигается за счет моделирования ведущим различных ситуаций, в которых каждому из участников группы дается та или иная социальная роль. Это дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты.

Холдинг терапия – основным направлением коррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Детско — родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей специалист обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей.

Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий. Данный вид коррекции формирует эффективные формы поведения. Нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого человеку необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение.

Психогимнастика — это понятие можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной коррекции относится к методам общения без слов и предполагает использование специалистом на занятиях различных упражнений:

— упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами;

— упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации;

— упражнения на снятие психологического напряжения в группе.

Игротерапия — это коррекция с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности. Коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между участниками. Через игру мы учимся справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе, коррекции коммуникативных трудностей. Это могут быть ролевые, имитационные, театрализованные игры.

Музыкотерапия — при работе в качестве средства коррекционного воздействия используют музыку: прослушивание мелодий и музыцирование. Это эффективный метод работы со страхами, речевыми и двигательными расстройствами, нормализации эмоционально — волевой сферы, устранения психосоматических расстройств.

Сказкотерапия — это направление коррекции, которое используется в работе и применяется для исправления поведения, сознания, коррекции эмоциональной сферы, формирования нравственных основ личности. Сказка действует лучше нравоучений, запретов и наказаний.

Заключение. Современная коррекция предлагает большой арсенал средств исправления ошибок воспитания или дефектов формирования личностных структур. Иногда решить проблему только средствами коррекции невозможно. В этом случае специалист рекомендует записаться на консультацию к другим специалистам (дефектологу, психиатру или невропатологу).

Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости методами арт-терапии

29.04.2022 г. в рамках Всероссийской недели охраны труда педагог – психолог ГАПОУ “ЕМК им. К.С. Константиновой” Меренкова Елена Сергеевна провела для сотрудников колледжа мастер – класс на тему: ” Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости методами арт – терапии”, с элементами тренинга.

«Арт – терапия как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с обучающимися»

26 апреля 2022 г. в Г(О)БУ Центра «СемьЯ» состоялось заседание методического объединения педагогов – психологов профессиональных образовательных организаций Липецкой области, в рамках которого, своим опытом работы поделилась с коллегами педагог – психолог ГАПОУ «ЕМК им. К. С. Константиновой» Елена Сергеевна Меренкова, выступив с темой: «Арт – терапия как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с обучающимися».
Методическое объединение педагогов – психологов создает возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности.
В ходе выступления рассматривалась возможность применения методов, форм и средств арт – терапии в профилактике психоэмоционального напряжения и стресса, а также реализация методов и приемов арт – терапии при проявлении нервного тика у детей.
Растущая популярность и профессионализация арт – терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровьесбережения в образовательном процессе.

Коррекционные психологические занятия

Консультативная деятельность социально — психологической службы колледжа  — это оказание помощи при решении участником образовательного процесса определённых проблем.

Направления деятельности:

  • консультирование педагогов, родителей (законных представителей), по проблемам обучения и воспитания обучающихся;
  • проведение индивидуальных и/или групповых консультаций обучающихся по проблемам:
    1. обучения;
    2. развития;
    3. жизненного и профессионального самоопределения;
    4. взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
    5. самовоспитания и др.
  • ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи.

Психологическое консультирование как одна из главных задач психологического сопровождения участников образовательного процесса https://vk.com/wall-16416752_8298

Просветительская деятельность социально психологической службы представляет собой овокупность информационно – образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально-значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей.

Использование современных форм и методов работы.

«Осенняя хандра»

            Каждый человек любит особенно какое – то время года и с нетерпением ждёт его. С приходом холодов некоторые люди сталкиваются с полным безразличием ко всему. Летом справляться со стрессами и дискомфортом чуть легче. Погода, продолжительность дня, пейзажи, солнце. Осенью декорации меняются и на сцену выходит сезонное расстройство, в народе известное как «осенняя хандра». Далеко не у всех она проявляет себя именно осенью, этому состоянию свойственна цикличность, зависит от внутренней наполненности смыслом, ценности себя. Многие черпают в осени ресурс для вдохновения. Однако, похандрить бывает необходимо. Это пауза, передышка для накопления ресурса. Из такого состояния можно выйти, если снизить требования к себе, создать маленькие радости на каждый день, окружать себя тем, что радует, общаться с приятными людьми, надевать тёплую и уютную одежду, делать то, что доставляет удовольствие.

Подготовила педагог – психолог Меренкова Е.С.

Диагностическая деятельность социально — психологической службы колледжа — это вид деятельности, направленный на:

  • изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося;
  • выявление причин отклоняющегося поведения и их уточнения;
  • изучение особенностей детско — родительских отношений, семейного микроклимата;
  • анализ особенностей межличностных  отношений подростка в коллективе сверстников и др.

Профилактическая деятельность — это система различных мероприятий, направленных на предупреждение возможных социально — психологических проблем обучающихся.

Направления профилактической деятельности:

Профилактика девиантного поведения  обучающихся «группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о обучающихся «группы риска», подразумевается, что эти студенты находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Профилактическая работа начинается с социальной паспортизации групп колледжа, с целью выявления обучающихся из неблагополучных семей и «группы риска». В группу риска входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обучающиеся, состоящие на учёте ПДН, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, обучающиеся, состоящие на внутреннем учёте колледжа.

Принципы профилактики и коррекции подростков используемые в работе:

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающегося.

3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

4. Опора на положительное в личности обучающегося и ориентация на гармонизацию ее развития.

5.  Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Отношения с преподавателями существенным образом влияют на поведение студентов. Одним из важнейших принципов работы в колледже с трудными подростками это опора на положительные качества. Ведущий метод профилактической деятельности с обучающимися «группы риска» – создание «ситуации успеха». Успех должен быть доступен каждому.

Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Создание ситуации успеха, одно из основных условий для успешной работы с обучающимися «группы риска».

Профилактика девиантного поведения у подростков «группы риска» -это очень сложный и многогранный процесс. Только благодаря слаженной работе классных руководителей, администрации колледжа, социально – психологической службы, мы не только видим положительные результаты в работе с трудными подростками, но и ищем новые пути решения возникающих проблем с обучающимися данной категории.

Программа профилактики суицидального поведения студентов
О суицидах
Профилактика суицидального поведения подростков (памятка для родителей)
Памятка о детском суициде
Методические рекомендации по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации по организации профилактической работы по результатам ЕМ СПТ
Методические рекомендации
О суицидах
МП ДГ-1255_07 разъяснения по проведению СПТ 20-21
Рекомендации по работе с группой риска

Подготовила социальный-педагог Новикова А.В

27 января – Международный день борьбы против буллинга

«Профилактика административных правонарушений»

«Профилактика наркомании»

Профилактика табакокурения


«Профилактика экстремизма и терроризма»

12.04.2023 г. в ГАПОУ ЕМК им.К.С.Константиновой состоялось мероприятие в рамках первого этапа оперативно-профилактической операции "Дети России - 2023", направленной на предупреждение распространения наркомании среди несовершеннолетних и молодёжи.